Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Ниндзютсу
Истоки.
История возникновения искусства ночных воинов, как и их деятельность полна неизвестности. Многие организации эксплуатируют ореол таинственности, но только в Древней Японии её смогли сделать главным оружием. Но скрытность, которая ставит перед историками столько неразрешённых вопросов, была не самоцелью, а жестокой необходимостью, вызванной самим происхождением ниндзютсу.
Если внимательно рассмотреть духовную составляющую ниндзютсу, становится очевидным её материковое происхождение. В этом нет ничего необычного, многие боевые системы берут начало в Тибете и Древнем Китае. Влияние китайского даосизма проявляется в концепции единства и борьбы противоположностей Ин – Йо (Инь - Янь в первоисточнике), взятой на вооружение основателями мистико-эзотерического учения ниндзя. Не последнюю роль в становлении этого учения сыграл очень популярный тогда Дзэн-будизм, обогатив его принятием внутренней пустоты, как необходимого условия для медитативных практик.
Присутствует в ниндзютсу и дух тантрического буддизма , распространённого в горных монастырях Тибета. Берущий начало в индийской «Вишудхимагге», тибетский тантрический буддизм основывается на триединстве тела, речи и мысли Будды - «Санмитсу». Тело Будды постигалось путём работы с внутренней энергией – Ци, с которой так или иначе связано большинство боевых систем. Следование «Санмитсу» позволяло достигать сверхъестественных возможностей тела и сознания.
Прародительницей ниндзютсу как законспирированной военной организации можно считать движение «Люгаймэнь» («Врата учения нищих монахов»). Уникальное в своём роде движение возникло во времена гонений на Дзэн-буддизм. После разрушения легендарного Шаолиньского монастыря, в условиях постоянного преследования монахи выработали великолепную систему выживания, основанную на секретности, самозащите и самообеспечении. Не последнее место в ней отводилась психологической подготовке к действию в агрессивной среде, которое уравновешивалось учением о гармоничном устройстве Вселенной.
Буддизм и даосизм попали на территории Японии в середине I тысячелетия. Более мягкие и эзотерические, чем традиционный синтоизм, учения быстро завоевали широкое признание масс. Это не могло не обеспокоить власти, которые прекрасно знали, к чему подобный процесс привёл в Китае. Начались гонения на религию, проповедников убивали, а храмы разрушали. Не будем давать моральных оценок произошедшему, тем более что в большинстве своём проповедниками были монахи-люгай, которые понимали, что последует за их деятельностью. Для нас важно другое, что их знания, в условиях террора власти, оказались как нельзя кстати, для укрывшихся в горах буддийских общин. Однако не стоит думать, что единственной движущей силой событий того времени было столкновение религий. Не последним было и недовольство народа. Поэтому в ряды общины вливались разорившиеся и обездоленные крестьяне, а иногда и разбойники.
Гонения только увеличили популярность опальных религиозных течений и дискредитировали правителей в глазах простых людей. Росту популярности способствовало и то, что общины не смотря на секретность, не становились закрытыми и принимали не только мятежников, но и разные идеи. В их духовной практике причудливо переплелись аскетизм, синтоиский шаманизм и даже культ горных божеств. Из этого «плавильного котла» родилось новое учение – «Сюгэндо» («Путь овладения сверхъестественными силами»).
Основателем сюгэндо считают Эн-но-одзуну (634-703 гг.). Пятнадцатилетним юношей он покидает богатых и знатных родителей и становится монахом. Прочтение эзотерических буддийских писаний убеждают его в необходимости познания истины, через уединение и аскетизм. В течение тридцати лет отшельник изучает тибетский тантрический буддизм, китайский даосизм, отечественные культы и пытается их объединить, в результате чего получается сюгэндо.
Учитывая историю возникновения, новое учение не могло не найти отклик в народе, проявившийся в большом количестве последователей. Мы уже знаем, как в таких случаях поступали правители Древней Японии , не сделали они исключения и на этот раз. Вся полнота власти в то время принадлежала официальной церкви с подачи, которой в 718 году, общинам отшельников, была объявлена война на уничтожение, а сюгэндо объявлено опасной «буддийской ересью».
Не удивительно, что в сложившихся обстоятельствах остро встал вопрос самозащиты. В 764 году после поражения в мятеже Фудзивара, к общинам сюгэндо присоединилось большое количество профессиональных воинов. Они послужили основой для образования особого сословия – Сохэй, которое должно было защищать проповедников, охранять храмы и вести разведывательную деятельность.
Большое влияние на военную мысль того времени оказала работа Сунь-цзы
о ведении войны. В Японию трактат попал только в 6 в. и сразу стал очень популярен в образованных кругах общества. Многие идеи, изложенные в нём, актуальны и по сей день, а глава о шпионаже до сих пор эксплуатируется всеми спецслужбами мира. Нам с вами уважаемый читатель она то же не безынтересна, так как вместе с трактатом и его позднейшими дополнениями послужила учебным материалом для военачальников ниндзя.
Использование шпионов (отрывки)
- Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем заключения по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей.
- Поэтому пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные, бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают шпионы жизни.
- Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они — сокровище для государя.
- Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни — это те, кто возвращается с донесением.
- Поэтому для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат. Тонкость! Тонкость! Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.
- Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион и те, кому он сообщил, предаются смерти.
- Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это.
- Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям.
- Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь. Но узнают о противнике обязательно через обратного шпиона. Поэтому с обратным шпионом надлежит обращаться особенно внимательно.
Время появления термина «Ниндзютсу» относится к 7 в. тогда начинается использование разведчиков в военных целях. Во время войны с сильным феодалом принц-регент Тайси Сётоку успешно использует шпиона Отомоно Сайдзи. За успешное выполнение миссии тому жалуют звание «Синоби». В другом прочтении этот иероглиф звучит как «Нин» («невидимый», «терпеливый»). И вместе и иероглифом «Дзютсу» они составили слово, которое вскоре заставило трепетать не одно сердце врага.
Первые успехи породил спрос на агентов, скажем так, специального назначения. Оказалось, что ниндзя незаменимы, когда необходимо провести тайную разведывательную операцию, всучить противнику дезинформацию или убить соперника. Логично, что в условиях противостояния правящих семей оказалось удобным использовать в столь щекотливых вопросах сторонних помощников. Золотое правило рыночной экономики «спрос рождает предложение» сработало и здесь. Военизированные отряды отшельников «Сохэй» переформировываются в кланы ниндзютсу – «Рю». Наступило время ниндзя.
Время ночных воинов.
В 7 в. на территории Японии появляются первые кланы ниндзя – Рю. Крупнейший из таких кланов, Хаттори, послужил основой для школы ниндзютсу Ига-рю (по названию провинции, находящийся в зоне влияния Хаттори). Отшельники… хотя нет, пора забыть это слово. На тот момент сидящие в горах повстанцы уже не отшельники и не совсем мятежники, а скорее реальная военная и политическая сила, инструмент междоусобного противостояния в руках власть имущих. И инструмент надо сказать отличный. Например, члены клана Хаттори благодаря изучению техник аскетов-сеннин, горных воинов-ямабуси, а затем и сюгэндо, прославились как отличные воины. Но слава эта ковалась не на ратных полях, просочится, выкрасть, если надо ударить в спину, вот деятельность ночных воинов.
Надменность аристократии, в купе с привычкой решать все проблемы огнём и мечем, приводит к ослаблению центральной власти. В течение всего периода Хейан (794-1185) растёт недовольство народа. Не смотря на жестокость, в критической ситуации, перманентного мятежа, императорский двор оказался не способен на решительные действия. По улицам столицы свободно разгуливают шайки, разбойников, и падение династии Тайра становится делом времени.
В разгоревшейся междоусобице настоящая власть концентрируется в руках тех, кто сильнее. Император становится декоративной фигурой, зависимой от крупных феодалов – Сёгунов. Можно сказать военным надоел бардак, и они решили взять власть в свои руки. Новой аристократией в стране становится сословие профессиональных воинов – самураев .
Любопытно, что начало пути у самурайства и ниндзютсу во многом схожи. В северо-восточной части Японии в 8 в. из обездоленных крестьян, беглых преступников и мятежников образуются дружины, которые постепенно перерастают в хорошо подготовленную военизированную организацию. Для подготовки бойцов основываются школы боевых искусств, цель тренировок в которых, создание не шпиона, но воина, идеального воина. Вероятно, благодаря этому самураи в конце и оказываются у руля. Подготовка ниндзя была хуже или лучше, просто идеология ночных воинов строилась на противостоянии официальной власти, а самураи с самого начала главной целью ставили захват власти, чего и добились.
Дух самурайства опирался на кодекс чести Буси-до, но как ни странно не малую роль Буси-до сыграл и в истории ниндзютсу. Сёгунат оказался не самым удачным государственным устройством. Желая навести порядок, первый сёгун - Минамота Ёритомо проводит жестокие акции устрашения, в результате чего мятежи перерастают в череду межклановых войн. Получив власть, самураи принялись, с упоением, делить её. Но новая стратегия требовала новой подготовки и другого склада ума, который шёл в разрез кодексу чести. В свою очередь, не ограниченные рамками Буси-до ниндзя оказались как нельзя кстати. Там где самурай не мог добиться победы честным способом, воину ночи не было необходимости идти на сделку с совестью. Для шпионажа и диверсионной деятельности его, собственно говоря, и готовили.
Наступила 400-летняя эпоха войн и раздора, которую называют «золотым веком» ниндзютсу. Может показаться странным, что междоусобица продолжалась так долго, но посмотрите, с одной стороны кланы самураев, жаждущие власти, с другой школы ниндзютсу, стоящие за их спинами, и готовые в любой момент подлить масла в огонь или воткнуть в эту спину нож. И те и другие готовятся к войне, живут в войне и кормятся от неё. При таких обстоятельствах удивительно, что эта самая война вообще завершилась. Счастье что Япония островное государство иначе не избежать ей внешней экспансии. Хотя возможно внешний враг послужил тем спасительным клапаном, через который вышел бы пар излишней воинственности. Но за неимением врагов внешних пришлось бороться с внутренними, то есть друг с другом.
Выгодным положение ниндзя было не только потому, что они стаяли как бы над схваткой, не выступая однозначно за одну из дерущихся сторон. Большим плюсом была и относительная открытость для всех желающих самураев пути в ниндзя. Если для ниндзя стать самураем, скажем так, было затруднительно, то бывших самураев с радостью принимали в школы ниндзютсу. Впрочем, бывших самураев не бывает, к воинам ночи прибивались Ронин – самураи, лишенные покровительства своих господ, а таких с каждым витком противостояния становилось больше. Профессиональные воины принесли в ночное искусство то, чего ему не хватало, знание, классических боевых систем и слабых сторон главного противника.
В это время происходит окончательное отделение ниндзютсу от сюгэндо. Кланам рю необходимы классные шпионы и убийцы, а не, стремящиеся к просветлению, философы. Милитаризм побеждает мысль, и школы превращаются в чисто боевые организации. Популярность в народе, как это часто бывает, изменялась обратно пропорционально росту влияния рю. По существу ниндзя становятся тем, с чем постоянно боролись – властью, не официальной, но властью. К тому же, в целях безопасности, школы превращаются в закрытые. Тогда ниндзя и перерождаются в «ночных призраков», страх, летящий на крыльях ночи, зловещую фигуру убийцы, скрывающегося в тени. Это их триумф и их проклятие, ставшее в последствии причиной падения, но об этом позднее.
Залогом секретности служила строгая иерархия: во главе стоял Дзёнин, выполнявший общее руководство, определявший политику клана и контактирующий с дзёнин других кланов. Текущие тактические задачи ложились на плечи Тюнин, в его компетенцию входило назначение конкретных исполнителей, подготовка воинов и осуществление контрразведывательной деятельности. Гэнин – нижний ранг в клане рю, занимался воплощение в жизнь стратегических и тактических замыслов начальства. Гэнин, как правило, знал в лицо только других членов отряда и своего Тюнин. Вступивший в клан, давал клятву, измена которой безотлагательно каралось смертью.
Место рождения ниндзютсу центральные провинции Ига и Кога. Их имена носили два сильнейших рю Ига-рю и Кога-рю. Всего существовало более 70 кланов, крупнейшие из них Хаттори-рю, Момоти-рю и Фудзибаяси-рю располагались на территории провинции Ига. В Кога же насчитывалось около полусотни различных кланов.
Как уже отмечалось выше, ниндзя отнюдь не были этакими бойцами без страха и упрёка, какими их зачастую живописуют в кинематографе. Если было возможно, не в ущерб делу, отступить они не чурались бегства, если для выполнения задания было необходимо пройти через унижение истинный ниндзя, не задумываясь, шел на это. Главным было выполнить задание, не считаясь с потерями и средствами.
Вот в качестве примера одна из историй того времени. Чтобы проникнуть в жилище князя Уэнсути Кэнсин, ниндзя Унифунэ Дзиннай воспользовался узкими канализационными лазами. В осуществлении этого ему помогло то, что он был карликом. Для охраны, до этого с успехом нейтрализовавшей старшего брата ниндзи, это оказалось неожиданностью. Проникнув в уборную князя, Дзиннай скрылся в выгребной яме. Когда ничего не подозревающий Кэнсин присел дабы удовлетворить естественную потребность, его проткнуло копьё. После этого ниндзя дыша через трубку, спустился на дно ямы. Где и отсиделся пока шли поиски, и покинул замок.
Это довольно известная история , на самом деле не важно насколько она правдива, важнее другое, что она как нельзя лучше характеризует отношение к «ночным призракам» остальных людей. И надо сказать отношения небезосновательное.
Но вряд ли ниндзя стали бы тем, кем стали, будь они сборищем негодяев. Выше личных интересов они ставили преданность своему семейному клану. Преданность, заслуживающую уважения. Когда на одну из деревень ниндзя напали самураи, часть жителей осталась задержать нападающих, пока остальные пытались скрыться в лесу. Все оставшиеся погибли кроме молодого Дзиро, его, израненного, с выбитым глазом, оставили умирать.
Вскоре Такатоки главе клана самураев, ходивших в набег, пришёл вызов от неизвестного ему Дзиро. Условия поединка гласили, что в случае поражения вызвавшего, деревня переходит в подчинение самураю. Если же Такатоки падёт от меча Дзиро, ни один из его людей никогда не тронет жителей деревни.
Физически более слабый Дзиро, одноглазый, ещё не оправившийся от ран, был зарублен Такатоки. Склонившись над поверженным противником, самурай заметил большой бриллиант, вделанный в рукоять меча. Желая лучше рассмотреть драгоценный камень, он протёр его от крови, и в тот же миг его руку пронзила, скрытая в рукояти, отравленная игла. Так самурай получил смертельное ранение от меча Дзиро. Верный кодексу чести Такатоки, умирая, приказал оставить деревню в покое. Дзиро пожертвовал своей жизнью, но спас деревню.
Ниндзя не были не праведниками, не злодеями, они были продуктом своей эпохи и по праву заняли место в истории. У всего есть начало и конец. И вслед за «золотым веком» ниндзютсу последовал закат.
Закат эпохи.
Период раздора не мог продолжаться вечно. В условиях царившего хаоса, всю полноту власти мог взять любой, достаточно сильный, феодал. Первым такую попытку предпринял Такэда Сингэн. Долгое время он вёл войну с соседом Уэсуги Кенсин, читая историю их противостояния, ловишь себя на мысли, что это была не война на уничтожение, а скорее хобби скучающих аристократов. Кровавое хобби. Впрочем, вялотекущая приграничная война, послужила хорошей школой для Такэда, его генералов и армии. В 1572 году он повернул свои войска на Киото. Оккупация столицы имела не столько практическое значение, сколько идеологическое. В глазах простолюдинов власть императора была священна. Поэтому без захвата императорского дворца, нельзя было думать не о каком объединении Японии под своей властью.
Ряд уверенных побед и особенно разгром в январе 1573 г. при Микатагахара объеденных сил Токугава Иэясу и Ода Нобунага, приблизило Такэда к цели. Не последнюю роль в этом сыграло активное использование ниндзя для разведывательной деятельности. Роль Такэда иногда недооценивают, но кроме войн, он строил дороги, дамбы и плотины, добывал золото, организовал эффективную курьерскую службу и систему налогообложения. Собственно последующее объединение Японии опиралось именно на административную систему, впервые опробованную им в провинции Каи. Внезапная смерть 13 мая 1573 года прервала его путь. Однако идея уже витала в воздухе, и её воплощение было делом ближайшего времени.
Попытка, предпринятая Ода Нобунага оказалась не многим удачнее. Он сделал ошибку, которую впоследствии будут повторять многие горе-объединители. Вместо того чтобы воевать «за» он бился «против». Одной из его целей было изгнание с островов буддизма, для чего Ода даже пригласил европейских миссионеров и всячески способствовал распространению христианства. При его правлении в Киото была открыта первая христианская церковь. Вместе с тем буддийских проповедников убивали, а храмы сжигали.
Не знаю насколько ниндзя в том виде (по состоянию на 16 век) были готовы защищать свои буддийские корни , но несколько неудачных покушений на Ода окончательно сделали их непримиримыми врагами. По этим же причинам Ода полностью игнорирует помощь ночных воинов, опираясь на собственную систему безопасности.
В 1581 году Ода Нобунага отправляет в провинцию Ига 46-тысячное войско. Силы не равны, ниндзя смогли выставить в десять раз меньше бойцов, и были разгромлены. Вместе с тем продолжалась охота на дзёнин, за головы которых объявлена большая награда. Только после этого ниндзя увидели в Ода Нобунага серьёзного врага. Неудачные покушения показали свою бесперспективность, и был организован переворот. Нет, уважаемый читатель, автор вовсе не склонен видеть во всех событиях того времени «костлявую руку» ниндзя, но, не смотря на то, что прямых доказательств их участия в поднятом Акэси Митсухидэ мятеже нет, они остаются самыми очевидными кандидатами. Произошедшее дальше в полной мере это подтверждает.
Правая рука Ода, генерал Токугава Ёдзясу, чтобы спастись прибегает к помощи дзёнин клана Хаттори Ханзо и что самое интересное получает её! Всего год назад главы трёх кланов Ига: Момоти Сандаю, Хаттори Ханзо и Фудзибаяси Нагато, сражались с войском Ода. Сам Хаттори чудом остался жив и тут такой поворот. Политика, однако. Благополучно избежав опасность, Токугава извлёкает правильный урок из произошедшего и берёт Хаттори и его ниндзя на службу.
Но из истории с Ода Нобунага извлёк урок не только Токугава. Дзёнин понимают, что без интеграции с нарождающейся властью ниндзютсу вряд ли сможет дальше существовать. Не без их помощи в 1603 году сёгуном становится Токугава, который ставит во главе секретной службы Хаттори, разумно рассудив, кому как не шпионам и бывшим мятежникам заниматься вопросами контрразведки и безопасности. Надо сказать, что на этом поприще ниндзя были не менее успешны.
Хитрость Хаттори показывает следующая история:
В замок Сёгуна, охраняемый Хаттори и его людьми, прокрался Сарутоби. Легендарный ниндзя-обезьяна, прозванный так за феноменальную ловкость, был послан повстанцами. Несмотря на хорошую охрану для Сарутоби не составило труда пробраться внутрь. Узнав всё необходимое, он уже собирался покинуть замок, когда был замечен часовым. Готовый к такому развитию событий он решил воспользоваться приготовленным накануне трамплином, но когда уже спрыгивал со стены, попал в медвежий капкан! Поняв, что угодил в, подготовленную врагом ловушку Сарутоби отрезал себе ступню и, затянув рану перевязью меча, похромал в лес. Но это было слишком даже для легендарного ниндзя, враги догнали и окружили его. Не желая попадать в плен, Сарутоби покончил с собой. Раздосадованные, что не удалось взять противника живым, стражники сбросили труп в яму с копьями.
Неудачу с поимкой, Хаттори решил обратить в пользу. Когда ниндзя-обезьяна не появился на месте встречи, за ним послали другого шпиона. Тот с большим трудом прокрался во дворец. Откуда ему было знать, что проникновению помогал сам Хаттори. Во дворце прокравшийся стал свидетелем разговора двух стражников, из которого следовало что Сарутоби, которого посчитали убитым, чудесным образом «воскрес», снова пробрался во дворец и ранил двух охранников.
Решив, что с Сарутоби всё в порядке, и он скоро явится к предводителям повстанцев, шпион поспешил вернуться. Успокоенных повстанцев на следующий день ждал неприятный сюрприз в виде окруживших их войск Сёгуна.
Операцию по дезинформации разработал и провёл один человек – Хаттори Ханзо. Он установил ловушку для Сарутоби, а когда того не удалось взять живым, сыграл его роль и даже нанёс ранения стражникам.
Из преступных организаций, не брезгующих террором, школы ниндзя постепенно становятся прообразом современных спецслужб. В конце 16 в. междоусобица идёт на спад и на территории Японии воцаряется долгожданный мир. Мир этот опирается на власть династии Токугава в становление, которой большую роль сыграли ниндзя. Сомнительно, что дзёнин не понимали, что вслед за концом эпохи войн, отпадёт необходимость в услугах «ночных призраков». Поэтому предположу, что за годы контактирования с властью мышление дзёнин существенно изменилось, и государственные идеи оказались им не чужды.
Не смотря на то, что спрос на шпионов и наёмных убийц существенно упал, многие навыки ниндзя оказались полезны и в мирной жизни. Некоторые из них становятся стражами порядка и сыщиками. Ниндзя Ига и Кога выполняют полицейские обязанности в Эдо. Однако не все «ночные воины» решаются выйти на «свет». Отщепенцев клеймят как «воров» и «разбойников», хотя они занимаются тем же самым, чем ещё недавно не брезговали все рю. Некоторые из них, как например Исикава Гоэмон, становятся настоящими легендами. По дошедшим до нас преданиям Исикава Гоэмон был сыном Момоти Сандаю, мастером ниндзютсу и колдуном. Все свои способности он направил на «благородный разбой», грабил богачей и раздавал деньги беднякам. Что поделать Робин Гуды всегда будоражили умы простонародья сильнее Шерлоков Холмсов. Чего только стоит легенда о его поединке Сарутоби Сасукэ. Оба они были мастерами в «искусстве быть невидимыми» и согласно легенде умели превращаться.
Желая показать превосходство своей магии, Гоэмон превратился в мышь. Сасукэ в свою очередь принял обличие кота. Понимая, что проигрывает, Гоэмон направил на противника стену огня, но мастер с лёгкостью погасил её потоком воды. Желая скрыться, Гоэмон стал огненным шаром и полетел в небо, но Сасукэ опередил его и ударом в переносицу вынудил сдаться. Поверженный Гоэмон стал названным младшим братом мастера.
С началом европеизации (эпоха Мэйдзи), Япония теряет свои культурные традиции. Упраздняется сословие самураев, старые боевые системы объявляются бесполезными в современном мире…. Не минует чаша сия и ниндзютсу, клановая система разрушается. Но образ «ночного призрака» по-прежнему остаются притягательным, и обрастает разными, зачастую нелепыми, домыслами. Не последнюю роль в этом сыграли и сами ниндзя уничтожившие все свои архивы.
Ниндзя ушли непобежденными.
Комментарий № 1:
Опрос дня:
Все опросы >>
Облако тегов:
Показать все теги
Архив статей:
Контактная информация
Телефон/факс: +7 (3823) 54-04-04 (Северск)
vseverskeinfo@mail.ru
Телефон/факс: +7 (3822) 20-50-04 (Томск)
vseverskeinfo@mail.ru
Служба поддержки
Обратная связь
© 2012 vseverske.info