Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Звездные автографы покорителей космоса
У Сании Каюмовны Максимовой (бывшей работницы НИКИ СХК) необычная коллекция. Она собирает автографы космонавтов. Вот ровная и стремительная, словно взлет ракеты, подпись Павла Поповича. А вот аккуратный, художественный, на зависть работникам паспортного стола, росчерк Николая Рукавишникова. Многочисленными «витками по орбите» расписалась на конверте с изображением Гагарина Светлана Савицкая…
А все началось ровно полвека назад. В апреле 1961 года студентка Дзержинского химико-механического техникума, восточная красавица с колоритным именем Сания гостила у знакомых в Москве. 20-летняя девушка и не предполагала, что в тот самый момент, когда она будет гулять по Красной площади или Чистым прудам, в космос полетит первый человек — Юрий Гагарин, которого потом встретит ликующая столица.
— Мы слышали об удачном полете Белки и Стрелки, знали, что вот-вот отправят на орбиту человека. Но когда это будет? — рассказывает Сания Каюмовна.
И это случилось – 12 апреля, в 9 часов 7 минут… А 14 числа Москва встреча своего героя. На главную площадь страны шли плотные колонны москвичей.
— Я хотела присоединиться к ним, но меня не пускали дежурившие люди в штатском: колонны формировались строго по организациям, — вспоминает северчанка. — Было так обидно.
Так что чествование Юрия Гагарина она смотрела по телевизору.
А спустя два года Сания Каюмовна получила первый звездный автограф. С группой студентов она была в Ленинграде. Зашли в Музей революции. А там Павел Попович с супругой и всей своей командой. Невозможно описать восторг советской студентки: встретить самого настоящего покорителя космоса, которых тогда еще не так и много было. Попович расписался на том, что оказалось под рукой, — книге «Крейсер «Аврора» и добавил для ясности в скобочках «Попович П.Р, космонавт»
С этого и началось увлечение Сании Максимовой. Она собирала открытки, книги, юбилейные монеты — все, что связано с космосом. Сына Максима воспитывала в том же духе. Он даже в школу решил ходить имени Гагарина (194-ю), хотя возле дома была 86-я. Увлекался марками на космическую тематику. В его альбоме сохранились довольно редкие экземпляры. Например, афганская марка с арабской вязью и печатью почты Кабула 1984 года (самый разгар боевых действий СССР в горах Юго-западной Азии). На ней задумчивый Королев и ракета, которая унесла на орбиту Гагарина.
Кем мечтал стать мальчик в детстве, нетрудно догадаться. Но после окончания школы выбрал профессию программиста. И все же судьба связала его с ракетами, хоть и не звездными. Он два года прослужил в войсках ПВО под Уссурийском.
Очередной автограф северчанка получила от Николая Рукавишникова, когда он приезжал в наш город в 1980 году. Помнит, какой ажиотаж вызвала эта встреча. Зал ДК им. Островского был забит до отказа. Рукавишников сыпал шутками, говорил легко и непринужденно.
В 1984-м Сания Каюмовна набралась смелости и решила написать в Звездный городок — резиденцию героев Советского Союза, летчиков-космонавтов. Она отправила портрет Алексея Леонова, первого вышедшего в космос человека, в музей звездного дома с просьбой, чтобы он расписался на нем. И вскоре получила и этот портрет, и свежее фото Леонова с аккуратными автографами, а вдобавок еще и подпись Савицкой. Северчанка была счастлива.
Последним был автограф Германа Титова. В 1995 году кандидат в Госдуму РФ Герман Степанович Титов встретился с работниками НИКИ СХК, где работала Сания Максимова. В результате коллекция обогатилась подписью в книге «Космонавт-два» и двумя предвыборными календариками.
Зачем все это нужно Сание Каюмовне? Она — дитя той космической эры. Вступала во взрослую жизнь под сообщения об очередных успешных полетах советских звездных кораблей. Училась, работала, воспитывала сына на фоне новых героических свершений космической державы. Она впитала в себя эту гордость. Это часть ее молодости, часть ее жизни. Светлая страница, которую всегда приятно открывать.
Историю записал журналист Сергей Новокшонов