Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Эксперты о культуре вторичного потребления в Томске
Томские сообщества реюза в социальных сетях уже насчитывают тысячи участников. Что такое секонды – прошлое или экологичное будущее – в материале РИА Томск рассуждения дизайнеров и владельцев магазинов б/у одежды.
Расцвет культуры секонд-хенда в Томске
Как рассказал агентству томский дизайнер одежды художник Евгений Работкин, последние 50 лет нам навязывалась культура потребления – "чем больше, тем лучше". В итоге, считает художник, сейчас мы сталкиваемся с тем, что у людей есть куча вещей, которые они зачем-то купили, но ни разу не носили.
"Рано или поздно наступает момент, когда уже просто некуда складывать, и тогда человек задумывается: а что с этим делать? ", – говорит Работкин, уточняя, что первые секонд-хенды начали появляться в РФ в конце 1980-х годов, однако в Томске культура вторичного потребления одежды начала развиваться позже.
Ученица Работкина Евгения Паршина хорошо разбирается в секонд-хендах, сама является частью этой культуры. Она вспоминает, что, когда открылся первый секонд в Томске, туда ходила в основном "верхушка администрации".
"Там были новые вещи из Штатов, то, чего не было в магазинах в принципе. Это был 1994 год. Место было полусекретным. Вещи продавались по килограммам и стоили очень дешево", – рассказывает она.
По данным открытых источников, сегодня в Томске как минимум семь секонд-хендов, два из которых сети с несколькими филиалами. Ниша не просто не закрылась, в ней даже появляются новые игроки.
В частности, с 2021 года в Томске работает секонд, заявленный как "селективный", что означает, что одежду тщательно фильтруют: по цене, брендам и стилю. Владелица магазина Ксения Нагорняк продвигает таким образом идеи экологичного потребления, которым следует сама. Она отмечает, что ее гардероб на 70–80% состоит из одежды, купленной на ресейле.
"Когда ты постоянно находишься в этой среде, физически очень сложно что-то купить в обычном магазине. Во-первых, это сильно дороже. А во-вторых, зачем делать плюс одну покупку, которая сообщит производителю, что нужно наращивать производство, если можно купить то же самое со вторых рук. Я не чувствую абсолютно никакого неудобства, не покупая новые вещи", – рассказывает томичка.
Б/ушные перспективы
Нагорняк убеждена, что секонд-хенды – это неизбежное будущее, к которому мы придем, причем скорее рано, чем поздно. Она считает, что на новое производство вскоре будут введены квоты.
"Вот человек приходит и видит у нас ветровку Daisyknit, которая стоит у них тысяч 25. А здесь она висит за девять с биркой. Логика простая, нетрудно сложить один плюс один. Конечно, масса таких, которые говорят: "Фи, это кто-то носил". А я органически этого не понимаю", – удивляется Ксения.
В свою очередь художник Работкин не считает, что будущее за секондами.
"Если мы совсем останемся на уровне секонд-хендов, то лет через 50 будет жалкое зрелище. Во всем должно быть здравомыслие и разумный предел. Что такое секонд-хенды? Это вещь уже не новая, но в хорошем состоянии. Она какое-то время еще прослужит новому хозяину, но рано или поздно придет в негодность, и ее нужно будет чем-то заменять. И потом, секонд-хенд – значит, что были и первые руки", – говорит Работкин.
По словам его ученицы, сообщество людей, которые понимают ценность вторичного потребления, велико, но в масштабах Томска эта группа все-таки немногочисленна. Например, есть большое сообщество в телеграме, где люди отдают друг другу свои вещи. Каждый день, по мнению Евгении Паршиной, там появляются сотни сообщений. Участников там много, но в масштабе города это около четырех тысяч человек.
По ее словам, сейчас в Томске мало секонд-хендов. Их вытеснили сети, которые зашли на рынок несколько лет назад. Несмотря на то что у них представлены вещи низшей категории, одеваться там выгоднее.
"Сети привлекают тем, что у них есть постоянные, прогрессирующие скидки. Если ты не попал в день привоза, ты сможешь выбрать вещь с нереальной скидкой. А маленькие секонды, как правило, закупают мешками: что там попадется, они не знают. Скидок у них обычно нет, но есть своя наработанная клиентская база", – сказала Паршина.
Владелица секонда Нагорняк в свою очередь убеждена, что степень экологичности свой жизни каждый выбирает сам и секонды дают возможность это делать любому.
"Я понимаю, что сортировать мусор, когда ты живешь на 13-м этаже в Зеленых Горках, сложно. А купить не новые джинсы, немного поборов, возможно, свои внутренние убеждения, очень просто. А когда ты не идешь по самому легкому пути, это как минимум странно", – подытоживает Ксения.
Источник РИА Томск