Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Дорожные тиски
Наш областной центр остро болен дорожной неустроенностью. Давним оправданием властей была родословная Томска, идущая от ямщицкого извоза, которому не требовались широкие улицы. Однако таких улиц, с домами старинной архитектуры, которые не отодвинуть, — единицы, а в последние годы появилось несколько современных магистралей. Но ситуация не становится лучше. Где изъяны в томской дорожной политике — об этом мы говорим с Почётным архитектором России? доцентом Томского государственного архитектурно-строительного университета Константином Ворониным.
Отставание на 40 лет
— Константин Анатольевич, почему, несмотря на старания мэрии в последние годы, город действительно превратился в большой гараж — машины во дворах, на тротуарах, бесконечные пробки…
— Самая первая и давняя причина заторов — ни один генплан Томска не был претворен в жизнь даже наполовину. Да и расчеты по транспорту в последнем генплане советских времен сейчас выглядят наивными. Например, перед перестройкой считалось, что через двадцать лет в городе будет 180 машин на тысячу жителей. (Реальная цифра в 1990 г. была — 65 легковых автомобилей на тысячу горожан).
Когда строили Иркутский тракт, проектировщики заложили шесть полос движения, но Е.К. Лигачев решил, что хватит двух — будет большая экономия. Спустя годы, чтобы расширить улицу до 4–6 полос, приходилось «резать по-живому» — выдирать трубы, кабели, деревья с корнями.
Сейчас в Томске 260 машин на тысячу жителей, причем резкий скачок произошел за очень короткое время. И отставание по автодорогам у нас копилось очень долго и нынче получилось почти… сорокалетним.
Вспомним хотя бы последнее десятилетие. К 400-летию Томска мы получили Комсомольский проспект, нынче, то есть спустя 7 лет, части улиц Елизаровых, Балтийской, Клюева, и по большому счету все. А к резко увеличившемуся томскому транспорту добавились тысячи машин соседнего Северска — после того как на Сибирском химическом комбинате произошло большое сокращение, люди начали искать работу в Томске. По утрам из Северска поток машин — в Томск, вечером — обратно.
Мелкая авария, и областной центр закупорен, потому что в нем, по сути, только два узких коридора, проходящих через весь город.
Нет проекта — нет денег
— Какие предложения есть у архитекторов, проектировщиков, чтобы вывести Томск из автомобильного тупика?
— Они известны. Во-первых, городу необходимо как можно скорее построить малое транспортное кольцо. В меридиональном направлении — улицу Смирнова надо соединить с улицей Льва Толстого, чтобы затем выйти к Степановке. Там придется делать тоннель под железной дорогой, но спасение города от транспортного паралича того стоит.
В широтном направлении нас может спасти быстрое обустройство проспекта Новаторов. Это единственный коридор, который позволит вытащить весь транспорт из центра в пиковые часы. Помнится, было областное совещание, посвященное идее Большого города — агломерации Томска и Северска. Там высказывалось много хороших предложений по поводу новых магистралей, развязок, малого транспортного кольца, объездной дороге. Но в реальности сделано очень мало.
— Эти предложения, на ваш взгляд, не реализуются из-за того, что нет денег, нет специалистов-проектиров-
щиков и строителей или политической воли?..
— Да дело, прежде всего, в отсутствии готовых проектов, деньги-то могут «внезапно» появиться, как это случилось в истории с дорогой на левобережье Томи. Проектов нет. Не заказывает их администрация Томска. И это удивительно, потому что проект стоит недорого — до 3 процентов от стоимости строительства.
Что касается специалистов, то грамотных проектировщиков отдельных элементов дорожной сети хватает. А вот специалистов-градостроителей, способных видеть и решать проблемы комплексно, поискать. Это проблема всей страны. В России долгое время были минимальные расценки на территориальное планирование. Генплан города стоил почти столько же, сколько проект четырехподъездной пятиэтажки. Отсутствие нормальных расценок загубило специальность, люди из нее ушли, заказа государственного вузам не было, и они специалистов-градостроителей давно не выпускают.
На Томске это прямо отразилось. Много лет не выдерживалась святая вещь — «красные линии», которые являются границами коридоров улиц, проспектов. Строители запросто перегораживали одним домом транспортный коридор, как это случилось на улицах Алтайской, Сибирской, Жуковского. И теперь, даже когда удастся закончить развязку на 4-й поликлинике, мы получим проблемные узлы на Сибирской — Комсомольском, Яковлева — Пушкина. С развязками особая проблема. Не считая выезда из Томска на Коммунальный мост и загородной — по дороге на Северск, больше двухуровневых — нет.
«Кто откажется от миллиардов?!»
— Можно ли использовать в Томске какой-то зарубежный опыт? Что нужно сделать срочно, без больших финансовых затрат?
— У каждой страны своя специфика. Из безусловных решений — надо реально запретить стоянку машин в пределах проезжих частей улиц и срочно строить цивилизованные автостоянки. Это равносильно тому, что из города исчезнет порядка 10 процентов автомобилей. Везде бизнес старается помочь городу и, конечно, себе любимому, строя значительных размеров парковки (в том числе подземные) у супермаркетов, офисов. Томский бизнес, в большинстве, этого не делает. По-моему, себе же во вред.
Ну и еще резерв — строить путепроводы и в целом как можно больше применять индустриальные конструкции в дорожном строительстве.
— Многие томичи обвиняют мэрию в том, что она вкладывает «дикие» деньги в дорогу на левом берегу Томи. Недавно критика на этот счет прозвучала и из «Белого дома». Что вы думаете на этот счет?
— Уже говорилось, что левобережье было единственным томским проектом в то время, когда пошли федеральные деньги на развитие территорий. Кто откажется от этих миллиардов, даже если к ним надо добавить местные сотни миллионов. Эта дорога, во-первых, в какой-то степени решит проблему западного объезда Томска.
Далее. На левый берег, особенно со строительством третьего, «среднего» моста, можно было бы вынести автовокзал, что освободит город от нескольких десятков автобусных маршрутов. Рано или поздно необходимо строительство большого городского стадиона (стадион «Труд» по своему ресурсу является, по сути, сооружением районного уровня).На левом берегу места для стадиона достаточно. Кроме того, там идет активная малоэтажная застройка (поселки Снегири, Серебряный Бор, Западный). Наконец, может получить развитие зона отдыха на Сенной Курье. Этот проект лежит уже лет двадцать…
Интервью Соломон ВЫГОН
http://tomsk.aif.ru/issues/544/01_04