Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Сельская культура Томской области меняет свое лицо
За культурой принято ехать в город. Потому что считается, что именно в городе ее много. Однако статистика областного Департамента по культуре опровергает это мнение. Из пяти тысяч работников культуры только полторы тысячи живут и работают в Томске, остальные - не в областном центре. Ибо сеть учреждений культуры раскинута на всю территорию: из 283 библиотек только 2 областные, из 38 школ искусств - 8 в городе, а клубы почти все в районах и муниципалитетах.
- Да, большинство работников культуры трудится и живет на селе, - подтверждает Андрей Кузичкин, начальник областного Департамента по культуре.
Разговор с ним проходил накануне Дня работников культуры. Хороший повод для праздничной, приятной беседы о подвижничестве тех людей, которые несут культуру в массы, которые помогают скрашивать будни. Но мы выбрали другую тему: как меняется сегодня культура на селе под влиянием демографических, экономических, социокультурных процессов.
Как впрячь коня и трепетную лань?
- Когда речь заходит о сельской культуре, то, как правило, говорим о сохранении традиций, культурного наследия, а дискуссии о современных преобразованиях оставляем городу. Значит ли это, что модное сегодня словечко «инновации» отсутствует в лексиконе работников сельской культуры?
- Почему же? Мы как раз сейчас ставим задачу перед руководителями сельской культуры о создании новых инновационных культурных продуктов и услуг на селе. Конечно же на базе имеющегося культурного наследия. У нас есть три «пилотных», или, как раньше говорили, образцово-показательных, района - Асиновский, Первомайский и Парабельский.
Первомайцы первыми устроили у себя Арбат - пешеходную зону, которая объединяет библиотеку, музыкальную школу, галерею искусств, музей, парк отдыха с самолетом. Недалеко располагаются летняя эстрада и центр досуга. Вы спросите: что нового или особенного в идее Арбата? Да, по отношению к Москве первомайский Арбат вторичен, но по отношению к Томской области первичен. Ведь речь-то идет о селе.
Другая особенность в том, что проект удалось реализовать благодаря политической воле руководителя района. Михаил Федорович Приставка финансово поддержал. Да и Тамара Николаевна Толстых, которая руководит районной культурой, очень активна и других заражает своей энергией и оптимизмом. Если бы они сидели и ждали, когда построят галерею искусств, то и сегодня бы не имели ее. А они делали одновременно: вели переговоры с Николаем Витруком, земляком-коллекционером, и заканчивали галерею, каталог составили, отбирали наиболее ценные экспонаты.
На основе краеведческой работы у них родился проект «Пышки». В память о том, что район когда-то назывался Пышкино-Троицким. Это новый поворот. Проект подразумевает и песни, танцы и исторические реконструкции с юртами. Плюс пышки. Так как кулинарные традиции народов тоже имеют отношение к культуре, к сохранению культурного наследия. У них уже есть опыт на основе традиционной культуры создавать новое: вспомните Янов день в Березовке, эстонской деревне.
- Когда говорим об инновациях в Асиновском районе, то, видимо, речь идет о создании в Новокускове историко-культурного заповедника на базе усадьбы Ламсакова?
- Да, эту идею продвигаем на федеральный уровень. Редкий случай, когда сохранился целый комплекс столетних зданий. Здесь сошлись и народные традиции, и история Гражданской войны, и история земской медицины. Сейчас решаем вместе с районом задачи технические - межевание земли, паспортизация объектов, то есть создание основы для формирования историко-культурного заповедника. То, что готовим документы на заповедник, - уже прорыв. Потому что, кроме Томской писаницы, нет других историко-культурных заповедников на территории Сибири.
Третий район - Парабельский. Здесь сохранили всю инфраструктуру, несмотря на разрушительные действия ФЗ-131, ибо его применяли аккуратно. И здесь глава района Александр Львович Карлов поддерживает инициативы руководителя культуры Ирины Петровны Фокиной. А в результате на Парабельской земле стремительно развивается музейный комплекс. Районный краеведческий музей вышел за пределы здания. Рядом с ним целое подворье бытовой культуры русских переселенцев - амбары, кузница, качели. Сейчас парабельцы намерены создать уличную экспозицию селькупского быта. Дело это живое - здесь хоть каждую неделю мастер-классы проводи по искусству шитья, бисероплетению и работе с мехом.
Они научились зарабатывать на музейном комплексе - устраивают катание на лошадях, конные экскурсии. Конечно, конек парабельцев - Нарым. Это не только политическая ссылка, это и еще и этнография плюс туризм. Туристы могут не только об истории узнать, но и познакомиться с селькупской культурой через действие - рыбу половить, грибы-ягоды пособирать, а вечером поучаствовать в обрядовых праздниках коренных народов.
Такого рода прорывы очень ценны. Как видим, на базе традиций мы можно внедрять инновации. Хотя некоторые до сих пор удивляются, как можно совместить инновации с культурой? А они совместимы. Инновации - это ряд технологических новшеств, которые приводят к рождению новой услуги, нового культурного продукта. Город, конечно, более продвинут в этом отношении, но и сельская культура вполне с инновациями совместима.
Деньги - под идеи
- Сейчас Министерство культуры практикует иной принцип финансирования - проектно-программный. Можно ли теперь с его помощью решать самую больную проблему культуры - содержание объектов культуры?
- Новый принцип финансирования и содержание инфраструктуры - это две отдельные темы. Я бы развел их. Проектно-программное финансирование затрагивает содержательную сторону деятельности культурных учреждений, а не само их содержание, то есть собственно инфраструктуру.
Что касается содержательной деятельности, то целевое финансирование (раньше его называли бюджетно-ориентированным, а сейчас ушли дальше, и вот он, программный метод финансирования) мы практикуем уже не первый год. Когда губернатор выделяет средства на развитие (в прошлом году - 5 миллионов, а на 2011-й - все 10 миллионов), мы эти деньги используем для учреждения грантовых фондов для поддержки проектов в сельской культуре.
- Значит, чек на 10 миллионов, который вам передал Виктор Мельхиорович на сцене «Авангарда» в ходе гала-концерта фестиваля «Томская мозаика» со словами «Это для сельской культуры», потратите на гранты?
- Да. Мы распредели эти деньги таким образом: 1 миллион на поддержку муниципальных (районных) музеев, итоги подведем на Музейном форуме. Еще 2 миллиона - на библиотеки ( 1,5 миллиона - взрослым, 500 тысяч - детским библиотекам). Еще 1 миллион - на художественное образование на селе - для оснащения художественных, музыкальных, школ искусств. Остальные разделим между клубными учреждениями по грантовым заявкам.
- А если районы попросят средства на ремонт стен, крыш, отопительной системы?
- Я отвергаю такие просьбы. Потому что содержание инфраструктуры - это обязанность и полномочия местной власти. Вот заявки на приобретение нового оборудования удовлетворим. Применение новых технологий тоже приветствуем.
Если районы попросят помощи в проведении этнографических праздников, поможем методически, но без денег. Это они и сами смогут провести. Нам нужно то, что будет работать на долгосрочную перспективу. Однако зачастую сами культработники не видят идеи, лежащей на поверхности. Вот в Чаинском районе показывают нам фотоальбомы (фото у жителей села собрали). Там есть уникальные снимки 20 - 30-х годов. Альбомы интересны даже без комментариев. А давайте оцифруем - вот вам и инновационный проект.
Недавно Верхнекетский район хотел сначала деньги на открытие славянской избы попросить, но чувствуют, что их предложение не встречает одобрения. «А что если мы киноустановку купим»? – вдруг решают они. А вот это уже интересно, даже очень. На каком-то этапе был загублен киновидеопрокат на селе, и сейчас надо восстанавливать его. Мы не поднимем отечественный кинематограф, если прокат будет ограничен областными центрами.
В этом году Музейный форум пройдет под названием «Бренды земли Томской», и каждый район должен представить глобальные предложение под перспективы развития.
Что делать, если такой район, как Бакчарский, беден на бренды. История репрессивного переселения - это общая история. Но у них есть опорный пункт северного садоводства. А это уже памятник, необычный, нетрадиционный. Этот сад - уникальное явление не только в жизни Томской области. Они хорошо развиваются. Сейчас отправляют саженцы жимолости в Китай.
- Жимолость - это культурный продукт?
- Да, в том-то и дело. Просто нам мешает зашоренное мышление. Когда они привезли первый раз на Музейный форум баночки с вареньем из жимолости, мы удивились. А ведь это тоже культурное наследие. Ботанический сад - памятник природы, особо охраняемая зона. Бакчарский пункт садоводства - это памятник садоводческой культуры. Жимолость, сортом разведения которой занимаются уже 70 лет, это безусловно, наш бренд.
Вам билет или уехать?
- И все-таки как быть руководителям сельской культуры, которых волнует, прежде всего, содержание своей инфраструктуры? В Новорождественке коммуналка ДК тянет на миллион. Что делать? Закрывать?
- Да, культура хотя и имеет отношение к сфере духа, но без хорошей материальной базы не может существовать и развиваться. Но прежде надо понять: что сохраняем? Культуру как таковую или клубы как учреждения? Эта дилемма из разряда - вам билет или уехать. Набор культурных услуг или клуб?
Из-за сильных деформаций, экономических, демографических, село безлюдеет. Нельзя сказать, что совсем обезлюдело. Но даже в Томском районе, где когда-то в деревне жили тысяча и больше человек, сейчас в два, а то и в три раза меньше. А чем дальше от областного центра, тем деревни еще меньше. Население стареет, а молодежь ищет работу в райцентре или городе. Я вижу два пути выхода из кризиса - создание многофункциональных социо-культурных центров.
- Это когда под одной крышей - и школа, и клуб, и библиотека?
- Да, потому что в школы в рамках национального проекта образование регулярно направляют деньги. Такой проект хотим реализовать в поселке Беляй Первомайского района. Клуб и библиотека готовы переехать в школу, под реконструкцию и переоборудование которых область и район выделяют деньги.
А второй путь - для сел с населением меньше 100 человек, но где потребность в культуре сохраняется. Это развитие мобильных услуг через библиобусы и автоклубы. Это должен быть комплексный проект, потому что сами районы приобретение библиобусов или автоклубов не потянут. Мобилизация культуры в интересах областной власти - можно остановить отток молодежи из села.
Беседовала Татьяна ВЕСНИНА.