Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
В каком возрасте надо начинать воспитывать защитников Отечества?
Надежных ратных людей – вождей и рядовых воинов – русский народ умел взращивать всегда. Много веков Русь вынуждена была воевать как со степняками–кочевниками, так и с западными завоевателями. История Древней Руси – это почти беспрерывная оборонительная война, это битва не на жизнь, а на смерть за свою свободу, это постоянное решение вопроса быть или не быть.
В борьбе за свою независимость во время монголо–татарского ига Россия несла колоссальные потери – только в полон были угнаны миллионы русских людей и проданы на невольничьих рынках восточных и средиземноморских стран. Сколько же их погибло в сечах, от пожаров, сколько стариков и детей уничтожено завоевателями во время набегов?
Каждый взрослый мужчина на Руси был воином, а народ перед лицом общей беды понимал свое призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. «Служба, – пишет Иван Солоневич в книге «Народная монархия», – была очень тяжела, но от нее не был избавлен никто. Монахи и купцы, дворяне и мужики, посадские люди и всякая гуляющая публика – все было так или иначе поставлено на государеву службу, даже преступники… Победу Москве, а вместе с ней и России, обезпечило единство нации и ее организованность».
Жизнь народа, его быт на протяжении столетий так или иначе были связаны с войной, а потому народные певцы – наиболее чуткие выразители национальных чаяний – облекли народный идеал богатыря–защитника в столь яркие поэтические одеяния, каковыми являются богатырские сказки и былины. Сегодня они остаются сокровищницами духа нации тех времен, когда Русь не только напрягала все силы в борьбе за свое существование, не только победила в этой борьбе, но и перенесла свои границы от Оки (80 км от Москвы) на восемь тысяч километров до Тихого океана.
Слово – дароносица духа, плоть образа. Оно легко отпечатлевается в душе человека, особенно ребенка. И потому так важно сейчас, когда наше Отечество переживает «время упадка сил», подвести с помощью народной поэзии поколение, вступающее в жизнь, к родникам русского богатырства.
Наступил час обратиться сегодня к опыту народной педагогики, которая, как уже говорилось, позволяла воспитывать настоящих защитников Русской земли, своевременно погружая душу ребенка в мир героических образов русских богатырских сказок и былин. Нашу народную сказку без преувеличения можно назвать колыбелью русского духа. Размышляя о воздействии сказки на сердце ребенка, выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин писал: «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды»… Национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия».
Даже поверхностное прикосновение к устному творчеству нашего народа убеждает, что русские богатырские сказки и былины самобытно отразили небесное призвание Руси на высокое служение в стане Христовых воинов. Бог, богатырство, богатырь (в изначальном произношении богатырь) – слова одного корня. Их связь свидетельствует о том, что сила богатырского духа коренится в Духе Божием.
Древний библейский образ – «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90,13), утверждающий победу духа над плотью, миром и диаволом, вошел в глубины народного сознания и отпечатлелся в различных формах художественного творчества и церковного искусства. Зримо явленный на Руси в иконном изображении «Чудо Георгия о змие», он формировал в русском народе идеал духовного воина, а также воина-защитника, так любовно воспетого в богатырских сказках и былинах.
И если образ святого Георгия–Победоносца поставляется в центре герба Российской державы, а Небесных воинств Архистратиг Михаил, низвергший сатану с Неба, избирается небесным покровителем Руси, то сказочный и былинный богатырь, одолевающий в брани змия (или «поганых»), становится олицетворением всего русского народа, раскрывая тем самым, хотя и прикровенно, светоносную суть народной души. Потому что победа святости над грехом и возвышение естественной задачи защиты Отечества до жертвенного служения имеют один источник, который находится в вечности.
Русь своей духовной интуицией верно уловила смысл человеческой истории, как битвы Света с тьмой. Избранница Христова с полной самоотдачей включилась в эту битву на стороне Господа Вседержителя и потому стала Святой Русью и… Русью богатырской. А если выразиться ещё точнее, то Святая Русь является душой души Руси богатырской. Неслучайно так много святых воинов и вождей являют нам особое сияние русской славы, что нашло столь полное выражение в нашей житийной литературе.
«Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, – пишет И.А. Ильин, – тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство приобщенности, отождествления, она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу, оно дает ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь».
Усилия Церкви, трепетно хранящей в своей памяти святые примеры, достойные подражания, а также устные народные сказания о подвигах богатырей позволили нашему народу передавать из поколения в поколение в понятных, доступных ребенку формах, образы жертвенности, подготавливающие детскую душу к евангельскому восприятию мира. Образно говоря, сказки, жития, былины стали тем «плугом», который «вспахивал» душу ребенка, обращая ее в «добрую почву», и семена Слова Божия, попадающие на нее в свой срок, давали обильный урожай православной святости, праведности, благочестия и… богатырства.
Страницы нашего славного прошлого показывают, как, воспитанные на героических примерах своих предков, русские юноши и мужи – солдаты и полководцы – сами становились «чудо–богатырями», героями–победителями, штурмуя вражеские крепости, переходя с А.В. Суворовым через Альпы, сражаясь на Бородинском поле…
«Певцы в станах русских воинов» воспели доблестные страницы русской истории в своих поэмах, уже в новых поэтических формах передавая все тот же неистребимый богатырский дух, которым исполнены наши народные сказки и былины. Поистине этот дух – «великая, святая сила, текущая через века!».
И потому так важно созидательные токи этой силы поставить сегодня на службу русскому возрождению. Тем более, что у нас, русских, есть бесценный опыт, свидетельствующий о призыве богатырей на ратную службу в грозные времена для нашего Отечества. Именно в такие годы живая память о русских богатырях становится боевым мечом народа.
Так было в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте в блиндажах висели репродукции картины Васнецова с изображением самых любимых нашим народом богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. При взгляде на знаменитые картины выдающегося художника веришь, что и сегодня богатырская застава незримо стоит на пути любого захватчика, как верили в это в годы войны и многие русские воины. В те дни силуэты васнецовских богатырей появлялись во фронтовых газетах, и в них нередко вписывались фотографии наших героев уже новейшего времени. Ратный подвиг русских богатырей приобрел в веках поистине духовное звучание, и мы не имеем права его замолчать: необходимо дать почувствовать русским детям былинное, богатырское ощущение жизни.
«Кое-кто из нас еще помнит русский былинный эпос, – пишет мыслитель Иван Солоневич. – Очень немногие кое–как знакомы и с германским, – с «Песней о Нибелунгах». Прочтите и сравните. Наши богатыри «честно и грозно» стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе – и если Илья Муромец посмеивается над Алешей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь все светло, ясно, дружественно. В «Песне о Нибелунгах» – зависть и предательство, убийство из-за угла, яд,.. взаимоистребление, – все это громоздится каким-то кошмарным клубком. И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей и гибнут все – гибнут не в борьбе с внешним врагом, – а истребляя друг друга до последнего – чтобы «золото Рейна» не попало никому. Здесь все окрашено в цвета крови и грязи. Здесь все пропитано завистью и ненавистью. Здесь всякий друг другу наличный враг и потенциальный убийца. И убивают друг друга все. Гибнут не в честном бою за родину, за защиту своих полей и сел, детей и жен, а в каких-то идиотских феодальных войнах из-за выеденного яйца».
Теперь нередко можно услышать, что Россию могут спасти только настоящие священники и настоящие воины, ведь христолюбивое воинство всегда было внешней стражей, дозором, щитом народа Божия. Поэтому-то и Русь Святая может воскреснуть только в своем теле, каковым и является Русь богатырская, причем во главе с царем–батюшкой. Кстати сказать, русские сказки, былины и исторические поэмы ненавязчиво решают еще одну важную задачу патриотического воспитания: закладывают в детях основы монархического миросозерцания, что тоже немаловажно. Дать подрастающему поколению понятие о царе-батюшке, отце народа, необходимо потому, что оно наиболее полно отражает смысловое значение самого слова «патриотизм».
«Школа юного героя» – книга детская, «на вырост»: от дошкольного возраста до юношеского, хотя такие книги остаются с людьми на всю жизнь. Внимательный и любящий родитель, неравнодушный воспитатель не только прочтет ребенку (с ребенком) включенные в книгу произведения, но и поможет ему разобраться в исторических особенностях, непонятных – старинного употребления – словах, постичь духовное значение прочитанного. «Школа юного героя» – попытка внести в русскую семью традиционный для нашего семейного уклада порядок воспитания детей, заключающийся в постепенном приобщении их – через чтение сказок, былин, житий, произведений русской словесности – к глубокомысленным размышлениям о смысле жизни и судьбах Отечества.
Объединение разножанровых произведений в одной книге позволяет почувствовать постоянство силы и крепости русского духа, что – подчеркнем еще раз – на протяжении тысячелетия русской жизни наиболее ярко проявлялось в защите земли святорусской от внешних врагов. Сейчас, когда наше Отечество переживает кризис, в нации должны проявиться инстинкт самосохранения и способность к самовоссозданию. И среди важнейших средств, помогающих сплочению русских людей в битве за свое самобытное национальное бытие, далеко не последнее место занимает обращение к устному народному творчеству и героическим произведениям русской литературы.
«Школа юного героя», несомненно, поможет многим семьям воспитать в детях черты истинно русского национального характера. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься, – пишет И.А. Ильин, – как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга... кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне все это, а я скажу, какой нации ты сын, и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от твоего безсознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их безсознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения, их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, волю к качествам – были национальными, у нас в России – национально русскими; и далее, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных русских людей».
Целью русской педагогики всегда было созидание в воспитуемых могучего, непоколебимого богатырского духа, позволившего нашему народу создать с Божией помощью великую державу, равных которой не было на земле. И не только создать, но и научить своих сыновей ее защищать ради того призвания, которое даровано России.
Сайт severskijkadethttp://severskijkdet.ru
В борьбе за свою независимость во время монголо–татарского ига Россия несла колоссальные потери – только в полон были угнаны миллионы русских людей и проданы на невольничьих рынках восточных и средиземноморских стран. Сколько же их погибло в сечах, от пожаров, сколько стариков и детей уничтожено завоевателями во время набегов?
Каждый взрослый мужчина на Руси был воином, а народ перед лицом общей беды понимал свое призвание на земле, как защиту Отечества, его святынь и духовных идеалов. «Служба, – пишет Иван Солоневич в книге «Народная монархия», – была очень тяжела, но от нее не был избавлен никто. Монахи и купцы, дворяне и мужики, посадские люди и всякая гуляющая публика – все было так или иначе поставлено на государеву службу, даже преступники… Победу Москве, а вместе с ней и России, обезпечило единство нации и ее организованность».
Жизнь народа, его быт на протяжении столетий так или иначе были связаны с войной, а потому народные певцы – наиболее чуткие выразители национальных чаяний – облекли народный идеал богатыря–защитника в столь яркие поэтические одеяния, каковыми являются богатырские сказки и былины. Сегодня они остаются сокровищницами духа нации тех времен, когда Русь не только напрягала все силы в борьбе за свое существование, не только победила в этой борьбе, но и перенесла свои границы от Оки (80 км от Москвы) на восемь тысяч километров до Тихого океана.
Слово – дароносица духа, плоть образа. Оно легко отпечатлевается в душе человека, особенно ребенка. И потому так важно сейчас, когда наше Отечество переживает «время упадка сил», подвести с помощью народной поэзии поколение, вступающее в жизнь, к родникам русского богатырства.
Наступил час обратиться сегодня к опыту народной педагогики, которая, как уже говорилось, позволяла воспитывать настоящих защитников Русской земли, своевременно погружая душу ребенка в мир героических образов русских богатырских сказок и былин. Нашу народную сказку без преувеличения можно назвать колыбелью русского духа. Размышляя о воздействии сказки на сердце ребенка, выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин писал: «Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды»… Национальное воспитание не полно без национальной сказки. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа, легко отрывается от него и незаметно вступает на путь интернационализации. Приобщение к чужеземным сказкам вместо родных будет иметь те же самые последствия».
Даже поверхностное прикосновение к устному творчеству нашего народа убеждает, что русские богатырские сказки и былины самобытно отразили небесное призвание Руси на высокое служение в стане Христовых воинов. Бог, богатырство, богатырь (в изначальном произношении богатырь) – слова одного корня. Их связь свидетельствует о том, что сила богатырского духа коренится в Духе Божием.
Древний библейский образ – «на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» (Пс. 90,13), утверждающий победу духа над плотью, миром и диаволом, вошел в глубины народного сознания и отпечатлелся в различных формах художественного творчества и церковного искусства. Зримо явленный на Руси в иконном изображении «Чудо Георгия о змие», он формировал в русском народе идеал духовного воина, а также воина-защитника, так любовно воспетого в богатырских сказках и былинах.
И если образ святого Георгия–Победоносца поставляется в центре герба Российской державы, а Небесных воинств Архистратиг Михаил, низвергший сатану с Неба, избирается небесным покровителем Руси, то сказочный и былинный богатырь, одолевающий в брани змия (или «поганых»), становится олицетворением всего русского народа, раскрывая тем самым, хотя и прикровенно, светоносную суть народной души. Потому что победа святости над грехом и возвышение естественной задачи защиты Отечества до жертвенного служения имеют один источник, который находится в вечности.
Русь своей духовной интуицией верно уловила смысл человеческой истории, как битвы Света с тьмой. Избранница Христова с полной самоотдачей включилась в эту битву на стороне Господа Вседержителя и потому стала Святой Русью и… Русью богатырской. А если выразиться ещё точнее, то Святая Русь является душой души Руси богатырской. Неслучайно так много святых воинов и вождей являют нам особое сияние русской славы, что нашло столь полное выражение в нашей житийной литературе.
«Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, – пишет И.А. Ильин, – тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство приобщенности, отождествления, она даст его сердцу радостную и гордую уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим», что алтари его святы и что он имеет право на почетное место в мировой истории («народная гордость»). Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Все это, вместе взятое, есть настоящая школа русского национального характера.
Преклонение перед святым и героем возвышает душу, оно дает ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и задание, и верный путь».
Усилия Церкви, трепетно хранящей в своей памяти святые примеры, достойные подражания, а также устные народные сказания о подвигах богатырей позволили нашему народу передавать из поколения в поколение в понятных, доступных ребенку формах, образы жертвенности, подготавливающие детскую душу к евангельскому восприятию мира. Образно говоря, сказки, жития, былины стали тем «плугом», который «вспахивал» душу ребенка, обращая ее в «добрую почву», и семена Слова Божия, попадающие на нее в свой срок, давали обильный урожай православной святости, праведности, благочестия и… богатырства.
Страницы нашего славного прошлого показывают, как, воспитанные на героических примерах своих предков, русские юноши и мужи – солдаты и полководцы – сами становились «чудо–богатырями», героями–победителями, штурмуя вражеские крепости, переходя с А.В. Суворовым через Альпы, сражаясь на Бородинском поле…
«Певцы в станах русских воинов» воспели доблестные страницы русской истории в своих поэмах, уже в новых поэтических формах передавая все тот же неистребимый богатырский дух, которым исполнены наши народные сказки и былины. Поистине этот дух – «великая, святая сила, текущая через века!».
И потому так важно созидательные токи этой силы поставить сегодня на службу русскому возрождению. Тем более, что у нас, русских, есть бесценный опыт, свидетельствующий о призыве богатырей на ратную службу в грозные времена для нашего Отечества. Именно в такие годы живая память о русских богатырях становится боевым мечом народа.
Так было в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте в блиндажах висели репродукции картины Васнецова с изображением самых любимых нашим народом богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. При взгляде на знаменитые картины выдающегося художника веришь, что и сегодня богатырская застава незримо стоит на пути любого захватчика, как верили в это в годы войны и многие русские воины. В те дни силуэты васнецовских богатырей появлялись во фронтовых газетах, и в них нередко вписывались фотографии наших героев уже новейшего времени. Ратный подвиг русских богатырей приобрел в веках поистине духовное звучание, и мы не имеем права его замолчать: необходимо дать почувствовать русским детям былинное, богатырское ощущение жизни.
«Кое-кто из нас еще помнит русский былинный эпос, – пишет мыслитель Иван Солоневич. – Очень немногие кое–как знакомы и с германским, – с «Песней о Нибелунгах». Прочтите и сравните. Наши богатыри «честно и грозно» стоят на страже земли русской, живут в несокрушимой дружбе – и если Илья Муромец посмеивается над Алешей Поповичем, то это делается в порядке дружеского зубоскальства. Если Васька Буслаев и хулиганит, то беззлобно, просто от избытка сил, да и то потом кается. Здесь все светло, ясно, дружественно. В «Песне о Нибелунгах» – зависть и предательство, убийство из-за угла, яд,.. взаимоистребление, – все это громоздится каким-то кошмарным клубком. И в конце этой героической эпопеи герои пьют кровь убитых товарищей и гибнут все – гибнут не в борьбе с внешним врагом, – а истребляя друг друга до последнего – чтобы «золото Рейна» не попало никому. Здесь все окрашено в цвета крови и грязи. Здесь все пропитано завистью и ненавистью. Здесь всякий друг другу наличный враг и потенциальный убийца. И убивают друг друга все. Гибнут не в честном бою за родину, за защиту своих полей и сел, детей и жен, а в каких-то идиотских феодальных войнах из-за выеденного яйца».
Теперь нередко можно услышать, что Россию могут спасти только настоящие священники и настоящие воины, ведь христолюбивое воинство всегда было внешней стражей, дозором, щитом народа Божия. Поэтому-то и Русь Святая может воскреснуть только в своем теле, каковым и является Русь богатырская, причем во главе с царем–батюшкой. Кстати сказать, русские сказки, былины и исторические поэмы ненавязчиво решают еще одну важную задачу патриотического воспитания: закладывают в детях основы монархического миросозерцания, что тоже немаловажно. Дать подрастающему поколению понятие о царе-батюшке, отце народа, необходимо потому, что оно наиболее полно отражает смысловое значение самого слова «патриотизм».
«Школа юного героя» – книга детская, «на вырост»: от дошкольного возраста до юношеского, хотя такие книги остаются с людьми на всю жизнь. Внимательный и любящий родитель, неравнодушный воспитатель не только прочтет ребенку (с ребенком) включенные в книгу произведения, но и поможет ему разобраться в исторических особенностях, непонятных – старинного употребления – словах, постичь духовное значение прочитанного. «Школа юного героя» – попытка внести в русскую семью традиционный для нашего семейного уклада порядок воспитания детей, заключающийся в постепенном приобщении их – через чтение сказок, былин, житий, произведений русской словесности – к глубокомысленным размышлениям о смысле жизни и судьбах Отечества.
Объединение разножанровых произведений в одной книге позволяет почувствовать постоянство силы и крепости русского духа, что – подчеркнем еще раз – на протяжении тысячелетия русской жизни наиболее ярко проявлялось в защите земли святорусской от внешних врагов. Сейчас, когда наше Отечество переживает кризис, в нации должны проявиться инстинкт самосохранения и способность к самовоссозданию. И среди важнейших средств, помогающих сплочению русских людей в битве за свое самобытное национальное бытие, далеко не последнее место занимает обращение к устному народному творчеству и героическим произведениям русской литературы.
«Школа юного героя», несомненно, поможет многим семьям воспитать в детях черты истинно русского национального характера. «Покажи мне, как ты веруешь и молишься, – пишет И.А. Ильин, – как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга... кто твои любимые вожди, гении и пророки, – скажи мне все это, а я скажу, какой нации ты сын, и все это зависит не от твоего сознательного произвола, а от твоего безсознательного.
А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их безсознательного чувствилища к национальному духовному опыту, укрепление в нем их сердца, их воли, их воображения, их творческих замыслов.
Бороться с национальным обезличиванием наших детей мы должны именно на этом пути: надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребенка, вызывающие в нем умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, волю к качествам – были национальными, у нас в России – национально русскими; и далее, чтобы дети молились и думали русскими словами, чтобы они почуяли в себе кровь и дух своих русских предков и приняли бы любовью и волею – всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей. Получив в дошкольном возрасте такой духовный заряд и имея в своей семье живой очаг таких настроений, русские дети, где бы они не находились, развернуться в настоящих и верных русских людей».
Целью русской педагогики всегда было созидание в воспитуемых могучего, непоколебимого богатырского духа, позволившего нашему народу создать с Божией помощью великую державу, равных которой не было на земле. И не только создать, но и научить своих сыновей ее защищать ради того призвания, которое даровано России.
Сайт severskijkadethttp://severskijkdet.ru