Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Кто подставил Короткевича?
Журналист Андрей Белоус известен многим томичам по своим разоблачительным публикациям в различных томских изданиях. В последнее время его гражданская позиция все чаще проявляется в сети Интернет – в «Живом журнале» он имеет собственный блог. За последние несколько дней Андрей разместил там ряд своих мыслей, которые, как считает газета «Томская версия», очень помогут Следственному Комитету РФ по Томской области привлечь новых фигурантов в «деле СХК». Но сначала немного подытоженной официальной информации, распространенной за последние дни силовыми структурами.
ЗОЛОТО ВМЕСТО УРАНА
Напомним, что 24 июня 2012 года Ленинский районный суд Томска арестовал гендиректора входящего в структуру «Росатома» ОАО «Сибирский химический комбинат» (СХК) Владимира Короткевича, его заместителя по финансам Юрия Кунгурова, а также исполнительного директора дирекции материально-технического обеспечения топливной компании «Росатома» ТВЭЛ Тимура Букейханова. Все они подозреваются в организации системы «откатов» за заключение контрактов с СХК на поставку на комбинат угля.
Расследованием уголовного дела, возбужденного по ч. 4 ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп, совершенный группой лиц по предварительному сговору») на основании оперативных материалов регионального УФСБ, занимается группа из 11 следователей отдела по расследованию особо важных дел управления СКР по Томской области. Оперативное сопровождение дела осуществляют чекисты. Как стало известно «Томской версии», 22 июня 2012 года топ-менеджеры СХК были задержаны в закрытом городе Северск Томской области, градообразующим предприятием которого является комбинат, а господин Букейханов – в Москве, откуда в субботу он был доставлен в Томск. В этот же день на комбинате и в московском центральном офисе ТВЭЛ были проведены масштабные обыски и выемка документов.
По данным следствия, Владимир Короткевич и Юрий Кунгуров были задержаны при получении «отката» от руководства томского ООО «Международный центр технологий и торговли» (МЦТТ) за помощь в победе на аукционе на поставку для комбината угля с августа 2011 года по апрель 2012 года. Стоимость лота, единственным претендентом на который оказался МЦТТ, составляла 557,2 миллиона рублей. «С февраля по май 2012 года гендиректором ООО МЦТТ ежемесячно передавались оговоренные денежные суммы для вышеперечисленных лиц через заместителя гендиректора СХК по снабжению (Леонида Романенко. – «Ъ»). Общая сумма переданных средств составила 6,79 миллиона рублей», – говорится в сообщении управления СКР.
Получая откаты, руководители СХК закрывали глаза на регулярные недопоставки угля и несоблюдение норм его качества, установленных договором. По данным «Ъ», МЦТТ входит в ЗАО «Сибирский логистический союз» (Томск), на официальном сайте которого руководителем центра назван Григорий Кучинский. Тимур Букейханов оказался в числе подозреваемых после того, как выяснилось, что часть полученной в качестве отката суммы – 2,77 миллиона рублей – руководители СХК передали ему в Москве. В пресс-службе управления СКР дополнительно сообщили, что в квартире Владимира Короткевича был произведен обыск, в ходе которого обнаружены и изъяты денежные средства на общую сумму более 80 миллионов рублей и золотые слитки весом 3 кг. В настоящее время ему и Юрию Кунгурову предъявлено обвинение. Виновными себя они не признали и от дачи показаний отказались. Тимуру Букейханову обвинение будет предъявлено в ближайшее время.
МЫСЛЬ ПЕРВАЯ: «ГЛАВНЫЕ УГОЛЬНЫЕ ПАПЫ»
23 июня 2012 года Андрей Белоус в своем блоге рассказал, что «гендиректора СХК подставили томские немцы – Кноль, Оккель и Прец». (Далее прямая речь автора – прим. Редакции). – Компания, у которой СХК покупал уголь на полмиллиарда рублей, входит в группу «Сибирский центр логистики», которую придумали три известных когда-то персонажа томской политики: бывший глава томской ОЭЗ Владимир Прец, бывший депутат облдумы, гендиректор Томской судоходной компании Владимир Кноль и бывший глава департамента дорожного строительства мэрии Томска Владимир Оккель.
Все трое – давние партнеры в политике, бизнесе и даже теннисе. Когда они объединили свои активы, получилась гремучая смесь. «Сибирский центр логистики» – крупнейший субподрядчик в перевозках, добыче песка и гравия, строительных материалов. Эту компанию, которую номинально возглавляет сын Кноля, по масштабам невозможно даже приблизительно сравнить с любой другой логистической компанией Сибири.
Подконтрольные Сибирскому центру логистики компании Оккеля, Кноля и Преца слишком легко вошли в подрядные и субподрядные строительные контракты томской особой экономической зоны. Самосвалы Преца возили песок Кноля и Оккеля на Балтийскую, Елизаровых, левобережную дорогу. Речной флот Кноля гнал строительные материалы на север. Сейчас на севере этим бизнесом управляет, кстати, сам Оккель. Кто из них договаривался с Короткевичем или его замами об откатах? Успели занести около семи миллионов. Могли бы и больше, но жадность накрыла дело медным тазом. Одни хотели денег, другие считали, что раз они посадили компанию Росатома на откаты, можно поставить СХК в очередь и не возить туда уголь вообще. Обладатель третьего дана айкидо, глава Росатома Кириенко, не понял схемы, в которой из-за разгильдяйства посыпалось все, кроме угля.
МЫСЛЬ ВТОРАЯ: КОРОТКЕВИЧ НАДОЕЛ МОСКВЕ?
Вечером того же дня Андрей Белоус добавил, что «гендиректора СХК поймали на взятке». (Далее прямая речь автора – прим. Редакции). – Давно не слышал, чтобы система откатов в госкомпаниях работала на вынос. Думаю, вы тоже. Там давно все работает, как часы. А тут взяли за жабры, и взяли за живое. Потому что Короткевич – не Шидловский, он местный. Вот почему в Северске от этой новости народ бесится. А новость-то не местная. Про задержание Короткевича слил сам Росатом – госкорпорация, в структуру которой входит СХК через топливную компанию ТВЭЛ. Вот дословный текст сообщения, которое распространили в ТВЭЛ: «Правоохранительные органы совместно со службой безопасности Росатома задержали директора СХК Владимира Короткевича при получении взятки от одного из поставщиков. Задержаны также его заместители – по снабжению Леонид Романенко и по финансам Юрий Кунгуров. Возбуждено уголовное дело по статье «коммерческий подкуп». Данная операция – совместная акция департамента защиты активов Росатома и правоохранительных органов в рамках реализации комплексной программы по борьбе с хищениями на предприятиях атомной отрасли». Но в ТВЭЛ и Росатоме забыли рассказать, что половину денег, которые коммерсант отнес топ-менеджерам СХК, те отвезли в Москву, одному из высокопоставленных чиновников корпорации Росатома. Эта история не местная. Контракт, за который платили взятку, без согласования в ТВЭЛ был бы пустым. Потому что так устроена работа этой госкомпании и всех других государственных корпораций, выстроенных по отраслевому принципу. Что сломалось здесь, сказать трудно. Возможно, просто сливали московского менеджера ТВЭЛ, возможно, самого Короткевича. В кресле гендиректора СХК Короткевич сидит ровно семь лет. Это дольше, чем Кириенко курирует в правительстве атомную энергетику. Короткевич долго делал вид, что устраивает всех. Даже после того, как Росатом разломал СХК на две части, одна из которых повисла на оборонке, а другая – на всем остальном, Короткевич остался одним целым. Потому что Северск после отраслевой реформы не двинулся с места в сторону нормальных городов. Для бизнеса это такая же зона за колючкой, как и была десять лет назад. Северск – отстойник для жуликов, которые прячутся там, когда боятся жить в областном центре. Это так. При этом компания, которой управлял Короткевич, сама по себе представляла собой моногород на 99%.
Занести ему 6 млн рублей, из которых его замы половину отвезли в Москву, – история для Росатома скучная. Там у людей зарплаты соизмеримы с этой суммой. В больших госкомпаниях давно не работают на взятках. И с откатами тоже не работают. Никто никому там давно не носит cash в портфелях. Для этого не используют простые банковские переводы и даже родственников. Есть технологии, которые не грубят уголовному кодексу в нынешней его редакции. Но то, что в системе Росатома менеджеры возят друг другу наличные – это сильно. Потому что ребята из этой госкомпании, которые в основное время суток должны заниматься разделением изотопов, возят не просто деньги, они возят смерть. Страшно за детей?
МЫСЛЬ ТРЕТЬЯ: БЮДЖЕТ СИДИТ НА ОТКАТАХ?
24 июня Андрей Белоус начал рассуждать о том, что «у Короткевича дома нашли 80 млн рублей и три килограмма золота». (Далее прямая речь автора – прим. редакции). – Про золото сказать нечего. Это за пределами здравого смысла. У меня дома картошки осталось полкилограмма, а у него дома три килограмма золота. При этом я с ним пару раз выпивал и за коньяком, честно скажу, он казался еще беднее, чем без коньяка. 80 млн рублей – это очень много денег для того, чтобы хранить их дома. Этих ребят жизнь ничему не учит, да? Они все ведут себя одинаково: украл – и в кубышку. Они все ведут себя именно так. Никакого творчества. Но, понимаете, это многое объясняет. Ты сидишь на откатах, гребешь под себя дельту со всех контрактов, но купить себе на них Ferrari ты не можешь, и дом большой на Мальорке тоже не можешь купить. Поэтому ты, как жлоб, прячешь эти деньги дома, в надежде, что когда-то большой брат устанет от тебя, и не будет разглядывать тебя в микроскоп.
80 млн. рублей — это вообще много без относительно того, где прятать эти деньги. Зато теперь я понимаю, сколько можно собрать откатов с поставщиков и подрядчиков в такой госкомпании, как СХК. Примерно столько за год и можно.
С углем, на сделке с которым взяли Короткевича с замами, на СХК всегда были вопросы. Контрактные объемы из года в год доставались не крупным добывающим компаниям, а прокладкам вроде теперь известного нам ООО «Международный центр технологий и торговли» (МЦТТ). "Сибирский центр логистики", в группу компаний которого входит МЦТТ, посадил на свой уголь огромное число бюджетных и государственных учреждений Томской области. Имея флот экс-депутата Кноля, этот уголь по реке сплавляют по всей области. То же самое с гравием, песком и щебнем, которые по суше и воде эти ребята теперь везут на объекты дорожного строительства не только Томска, а еще целого ряда сибирских регионов. Знаете, как Прец, Кноль и Оккель, активы которых собраны в Сибирском центре логистики, выигрывают тендеры?
Скажите, откаты эти ребята возили только Короткевичу? Остальные легли под контракты МЦТТ по любви? Если провести их ревизию, что сделали аудиторы Росатома по сделкам топ-менеджмента СХК, можно найти еще очень много интересных сделок…
Источник: газета "Томская Версия", № 9.
http://kompromat.tomsk.ru/tomskij/2077-kto...rotkevicha.html