Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Боль глубиной в 20 лет
На календаре 9 августа 2006 года - годовщина со дня гибели Игоря Ершова. Игоря нет, и горя много…. Каждый год в этот день люди в милицейской форме собираются на кладбище. Для них это самый скорбный и самый святой ритуал.
СЫН
Галина Леонидовна сквозь слезы молила об одном: чтобы страшная весть оказалась ложной. - Моя ж ты детка... - стонала мама. Но, увы, чудес на свете не бывает.
Трагедия случилась ночью. Подходило к концу дежурство. Игорь Ершов зашел в рабочее общежитие на улице Свердлова проверить, спокойно ли там. Город готовился к профессиональному празднику строителей. Выйдя из общежития на улицу, младший сержант Ершов обратил внимание на пьяного на углу, который выкрикивал угрозы в адрес какой-то девушки. Милиционер подошел к пьяному парню. Но в планы дебошира, уже имевшего за плечами судимость, не входила такая встреча. Он бросился бежать. Ершов, видя хулиганский настрой парня, решил догнать его, пока он не наделал беды. Убегая тёмными дворами, распоясавшийся хулиган надеялся скрыться, но милиционер догнал его. И тогда блеснуло лезвие ножа. Пожалуй, впервые секунды Игорь еще не понял, что произошло. Получив удар ножом, падая, Игорь все же успел схватить преступника. Истекая кровью, Игорь продолжал борьбу, стараясь обезоружить преступника. Но жестокость не бывает одноразовой. Последовало ещё несколько ударов ножом… «Помогите, ребята, погибаю!» - до сих пор эти слова, пронзившие милицейский эфир, помнят все, кто дежурил в этот день. Игорь еще смог вызвать по рации помощь. Через несколько минут патруль задержал хулигана с окровавленным ножом.
По заключению врачей, причиной смерти младшего сержанта Ершова стало «колото-резаное ранение грудной клетки, спины с повреждением внутренних органов и острая потеря крови». Не смогли помочь хирурги, Игорь умер на операционном столе. Энергичный, обаятельный и фанатично преданный профессии…кто-то за него решил, что в 25 лет можно умирать. Его гроб несли друзья. Сослуживцы Игоря, офицеры и рядовые, совсем не сентиментальные, огрубевшие от службы, в день похорон ревели навзрыд. Что было потом? Орден Красной звезды (посмертно), - когда вручали награду сына, Галина Леонидовна до боли сжала руки в кулак, чтобы не расплакаться, улица, названная в честь Игоря Ершова, и – нескончаемое горе, которому 9 августа исполнится 21 год.
МАМА
Она любила сына безмерно. Любое напоминание - и на глазах слезы, и прерывается голос. За все эти годы Галина Леонидовна не смогла дать ни одного интервью. Она не ходит на вечера памяти. Ни разу без слёз не встретила ребят в милицейской форме, приходящих к ней в этот день. Не оправдались слова утешавших ее в те дни: "Пройдет время, боль утихнет". Время не притупило боль. Для нее все как будто бы было вчера. Она согласилась на такой тяжелый для нее разговор о сыне ради его светлой памяти.
Извлекаются из материнской памяти строчки армейских писем - "Как Игорь любил, когда черёмуха цветет! А ещё он очень любил свой город. Так и писал: «Мама, расскажи, что в моём городе происходит, что изменилось?» И я отвечала. А ведь он в армию пошёл добровольно, считал, что это его долг. А вот в милицию пришёл не сразу, чувствовалось, что обдумывает свой выбор. Два года проработал на химико-металлургическом заводе, дежурил в составе добровольно-народной дружины. Однажды пришёл с работы и сказал: «Мам, всё, я решил - иду работать в милицию". Тогда по комсомольским путевкам направляли молодежь на охрану порядка. И выбрал самую нелегкую службу в милиции - патрульно-постовую, а это как передний край фронта".
Отговаривали от службы в милиции? - "Ну, как отговаривала, мой отец служил в милиции, я сама проработала 35 лет в милиции, конечно, я знала, что работа трудная и опасная, тем более в ППС, но Игорь никогда не искал легких путей в жизни, не прятался за чужие спины. Я просто уверена, будь он жив, он бы не раздумывая, и в Чечню пошёл. Это был бы его долг. Мне кажется, чувство ответственности и долга было у него в крови.
Что сейчас чаще вспоминается о нём? - "Он был сын с большой буквы. И я это сказала на суде, когда пришла посмотреть в глаза убийце (прим. автора: в 1986 году Олега Золина приговорили к исключительной мере наказания – смертной казни, приговор был приведен в исполнение в мае 1987 года). Опекал ребятишек во дворе. Они его любили. Когда Игорь вернулся из армии, то свою армейскую фуражку подарил какому-то мальчишке. После гибели Игоря он приходил ко мне, сказал, что хранит фуражку как память о моем сыне".
Галина Леонидовна, что в Вашей жизни изменилось навсегда? - "Я ни разу не перечитывала письма Игоря, боюсь к ним прикасаться. Не достаю его форму. Щемит сердце, когда вижу молодых ребят в милицейской форме. И мне тяжело сдержать слёзы, когда ребята с работы Игоря навещают меня. Ведь Игорь был бы сейчас таким же взрослым, у него была бы семья, дети… Когда я слышу о гибели молодых защитников Родины, я сердцем чувствую боль, которую испытывают их родители".
Опять этот день, этот ненавистный, проклятый день. Галина Леонидовна встаёт очень рано и идёт на могилу сына одна. Она здесь с Игорем. И деваться ей некуда: Галина Леонидовна - мать без сына…
ПАМЯТЬ
Об Игоре Николаевиче Ершове, 1960 года рождения, пришедшем в милицию по комсомольскому призыву, рассказывают документы, фотографии, письма, сослуживцы, и незаметные на первый взгляд факты. Последним, как известно, верят самые пытливые умы. Рядом с кабинетом командира роты ППСМ висит портрет и мемориальная доска с надписью: «За мужество и самоотверженные действия, проявленные при задержании опасного преступника, наградить младшего сержанта милиции Ершова Игоря Николаевича орденом Красной звезды (посмертно)». Слова и портрет выжжены по дереву. К сожалению, сегодня никто не помнит, кто выжег портрет Игоря Ершова. Но, создавая его, художник кроме фотографической точности сделал большее. Автор узнал и рассказал нам про каждую чёрточку Игоря. Сделал без суеты и только о главном. И этому портрету веришь. Стараясь передать полутона и оттенки, автор выжег обиду за оборвавшуюся молодую жизнь.
Каждый год сослуживцы ставят у стены дома по улице Ершова чёрно-белую фотографию, возлагают цветы и почитают подвиг минутой молчания. Стоило попросить рассказать их об Игоре, как мои собеседники начинали нервно курить, смотреть куда-то в сторону, и, наконец, ответили мне рубленой фразой: «Он был настоящим». На работе знали: Ершов не подведёт, Ершов не дрогнет, Ершов не отступит. Так и случилось.
Перед заступлением на службу каждый день на разводе милиционеров роты патрульно-постовой службы милиции первым называют фамилию Игоря Ершова. Он навечно занесен в списки роты. Наступит завтра. На очередном разводе при заступлении на службу командир произнесет: "Младший сержант милиции Ершов,- и, чуть понизив голос, добавит, - погиб при исполнении".
Бах! - с крыши в квартиру влетает спецназ... Небритый капитан Ларин бежит по питерским подворотням...Зная, что реальность от киношных «ментов» далека, мы все равно смотрим эти фильмы. Нам хочется верить, что нас есть, кому защитить. Хочется, несмотря на объективную реальность. А реальность такова, что между милицией и преступниками происходят не схватки местного значения - идет война. Поминальные молитвы терзают душу вопросом: почему погибают милиционеры? А шквал криминального огня становится все более плотным. В далеком 85 году в России погибло три милиционера, за 10 месяцев 2005 при исполнении погибло 322 сотрудника, ранено - 4228. Каждый день гибнут сотрудники милиции. Гибнут, спасая чью-то жизнь, спасая нас. Как Игорь…
Наталья Устименко
Cтатья опубликована в газете Щит и меч в 2006 году