Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
В городской казне не находится средств на уход за лесом
«Северский лес» – словосочетание, наверное, необычное для жителя нашего города. Однако упрямые цифры статистики говорят: 67 процентов всей территории нашего ЗАТО занято лесом. В каком же состоянии находится и какого ухода требует большая часть ЗАТО Северск? Учитывая летние пожары прошлых лет, всколыхнувшие всю страну, вопрос этот далеко не праздный. О проблемах северского леса корреспонденту «НВ» рассказал временно исполняющий обязанности директора северского лесничества Дмитрий Пинаев.
Как показали события последнего месяца, «лесной» вопрос острее всего прозвучал в поселке Самусь, заставив выйти народ на митинг. Предыстория этого события такова: северская пожарная инспекция постановила очистить от деревьев пространства в 15 метрах от жилых строений, сделать так называемые противопожарные разрывы.
Самусьчане и жители поселка Орловка, которых требование пожарной инспекции о вырубке леса также касается, выступают против, считая, что лес можно уберечь, иначе это может отрицательно сказаться на экологии, например, озера Круглое. И хотя эта история еще далека от завершения, судя по всему, без вырубки леса здесь не обойдется.
Лес болеет
В северском лесничестве на карту нашего леса мне дали взглянуть мельком, добавив при этом, что она предназначена исключительно для служебного пользования, то есть не для всех глаз. Разделенный на участки, северский лес похож на пеструю мозаику, почти со всех сторон плотно охватывая город.
Между тем состояние здоровья леса вокруг Северска, по словам врио директора северского лесничества Дмитрия Пинаева, далеко не так уж благополучно. И наибольшего ухода требуют участки, на которых растут хвойные культуры, а именно сосны.
«Есть участки, где деревья растут давно, около полувека, – рассказывает Дмитрий Пинаев. – Со временем эти участки культур становились все гуще, часть деревьев погибает в результате естественной конкуренции между собой, значительная часть ослабевает и поражается первичными вредителями, и все это со временем превращается в сухостой, который может стать как источником пожара, так и источником болезней для здоровых деревьев».
По мнению главного северского лесничего, особенно плохо чувствует себя северский лес рядом с поселком Чернильщиково. Неважное состояние леса и около Смолокурки, и в районе Верхней Ксендзовки.
Почем дровишки?
В данной ситуации, казалось бы, все просто – мертвый, сухой лес надо вырубать, расчищать место для молодых, здоровых деревьев. Тем более что уже пять лет действует закон Томской области, позволяющий жителям заготавливать древесину для собственных нужд, например, на дрова для печного отопления. Тем, кто имеет собственный дом с печью, положено 25 кубометров дров, а владельцам домов на приусадебных участках – 5 кубометров.
По словам Дмитрия Пинаева, цены на дрова установлены постановлением правительства РФ. Если конкретно, один кубометр сухой сосны стоит около 3 рублей, а сухой березы будет стоить чуть дороже.
Это могло бы стать выходом в данной ситуации, однако все не так просто.
«В прошлом и позапрошлом годах мы выписали гражданам разрешение на вырубку около 3-3,5 тысяч кубометров леса, – говорит главный северский лесничий. – На самом деле это очень мало, и население вырубает лес в основном вокруг населенных пунктов, чтобы далеко в лес не ездить. Большая часть леса, где насаждения требуют своего ухода, остается нетронутой».
Чтобы заключить договор с подрядчиками на проведение этих лесохозяйственных работ, северскому лесничеству требуются средства – порядка 3-4 миллионов рублей ежегодно. Дмитрий Пинаев, говоря об этом, замечает, что, возможно, таких расходов и не потребуется, ведь в конкурсах на проведение работ выигрывает тот, кто предложит самую меньшую цену. Тем не менее в последние два года в городской казне денег на эти нужды почему-то не находится.
Павел РЯБОВ